Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 23.01.2019, 14:18

Сайт учителя начальных классов Кривонос Светланы Петровны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [19]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Конспект урока литературного чтения во 2 классе
[ Скачать с сервера (75.0 Kb) ] 02.02.2014, 22:04

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Программа «Гармония».

 

Тема .  М.Исаковский «Ветер».

           Изобразительно-выразительные средства языка.

Форма : интегрированный урок-игра «Экипаж», с использованием групповой формы работы уч-ся.

Цель. Создать среду для личностного, коммуникативного, индивидуального развития детей;

          Обогащать опыт детей по развитию самооценки и самоанализа своей деятельности.

Задачи : -систематизировать знания детей об изобразительно-выразительных средствах языка, учить детей анализировать художественный текст, познакомить с творчеством М.В. Исаковского;

                 -развивать речь, мышление, коммуникативные способности, интерес к чтению;

                 -воспитывать чувство коллектива, эстетическое отношение к окружающему миру.                                                                                                  

Оборудование:

Учебник : Кубасова О.В. «Литературное чтение. Любимые страницы .»

 2 класс ( часть 2);  презентация урока;  интерактивная доска,  ПК;

 сборники стихов М.В.Исаковского для организации авторской выставки книг; декорации для театрализации произведения; демонстрационные печатные пособия: «Изобразительно-выразительные средства языка», «Навыки чтения»; раздаточный индивидуальный дидактический материал «Полётный лист»; изображение улыбающегося солнца;  аудиозапись и вспомогательные предметы для проведения дыхательной гимнастики; аудиозапись симфонической сюиты К.А.Дебюсси «Диалог ветра с морем»,

 

 

                                                        Ход урока.

1.Эмоционально-организационный настрой уч-ся.

 

Учитель.                      Прозвенел звонок.

                                      Начинается  урок.

                                      На уроке тишина нам особенно нужна!

                                      Чтобы правильно читать,

                                      Думать, спорить, размышлять!

Наш урок пройдёт в форме игры « Экипаж» (слайд №1). Сегодня мы отправляемся в путешествие по литературной стране  на самолёте, управлять которым придётся сразу 5 экипажам (слайд №3). Обязанности между вами распределены, «Полётные листы» получены, все заняли свои места.

 

-Я желаю вам лётной погоды, а это значит, что ваше настроение должно быть таким, как  это солнышко (открывается изображение улыбающегося солнца). Если в пути вы встретитесь с трудностями, то решать их нужно сообща, всем экипажем. Я тоже  готова помочь вам в любую минуту. Командиры несут ответственность за  работу всего экипажа.

-Итак, в добрый путь!

 

2.Литературная разминка.

 

Учитель. Чтобы набрать нужную высоту, каждый экипаж должен выполнить задание кроссворда. Командиры, возьмите задание, прочитайте его экипажу и обсудите ответ.

(Работа в группах.)

     Задание1.  Прочитайте предложение. Определите литературный жанр.

 ( слайд №   пословица)      Кто дружит, тот никогда не тужит.

    Задание 2. Какое изобразительно- выразительное средство языка использовал автор в своём произведении?

(слайд №   сравнение)               Всё ярче солнце над тобою светит,

                                                     И дни твои, как море, широки.

                                                     Цветут сады, растут и крепнут наши дети,

                                                     И не сдаются смерти старики.

                                                                                   (М.Исаковский)

   3адание 3. Какое изобразительно-выразительное средство чаще всего встречается в  сказках?

(слайд №   олицетворение)

   Задание 4. Какое изобразительно-выразительное средство использовал автор?

 (слайд №        метафора)              Весна! Весна!                             

                                 Как высоко на крыльях ветерка,

                               Ласкаясь к солнечным лучам,

                               Летают облака!

                                                            (Е.А.Баратынский)

  Задание 5. Назовите одним словом: сказка, рассказ, загадка, пословица, басня.

(слайд №       жанры)

 

3.Проверка домашнего задания.

 

Учитель. Ключевое слово нашего кроссворда - ветер. А сейчас нам нужно проверить ваше домашнее задание. Как это взаимосвязано?

Уч-ся Нам нужно было научиться читать по ролям сказку С. Козлова « Вольный осенний ветер».

(Учитель выбирает уч-ся для  чтения по ролям , затем идёт обсуждение качества чтения. Слайд №    . Роли: автор, заяц, ёжик, медведь, белка, муравей, сорока, дятел.)  

 

Учитель Почему заяц решил изобразить ветер с помощью движений и звуков?

(Уч-ся размышляют и экипажи предлагают для обсуждения свои мнения.)

 

4.Оздоровительная минутка ( слайды №    , №      , №      )

 

Учитель. А хотите услышать ещё сказку про ветер, но не волшебную ,а валеологическую?

(Звучит аудиозапись, сопровождаемая показом  слайдов на интерактивной доске; дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики).

 

 

 

 

 

 

5.Работа над новым произведением.

 

Подготовка к первичному восприятию.

 

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Это стихотворение М.В.Исаковского «Ветер». Чтобы лучше понять настроение и характер этого поэтического произведения, нам необходимо проанализировать изобразительно- выразительные средства, используемые автором.

               Но  послушайте небольшой рассказ о жизни и творчестве М.В.Исаковского.

Михаил Васильевич Исаковский родился в1900 году в глухой деревне. Так случилось, что Михаил оказался самым грамотным человеком в своём селе, поэтому он помогал своим землякам писать и читать письма. Потом Михаил Васильевич сам работал учителем в деревенской школе. Начал печататься с 1920 г.  В годы В.О.войны хотел записаться на фронт, но его по состоянию здоровья ( очень слабое зрение ) не призвали в действующую Армию. Огромное желание быть полезным стране заставило М.В. Исаковского бывать на передовой, знакомиться с солдатами и офицерами, а потом рассказывать  об их подвигах в газетных статьях. Мужество и героизм советских воинов, преданность и искренность русских женщин  Исаковский воспел  в своих стихах: «Враги сожгли родную хату»,   «Снова замерло всё до рассвета», «Огонёк», «Прощание»,  «Подмосковные вечера» , а стихотворение  «Катюша» легло в основу знаменитой песни:  

                                                           «…Расцветали яблони и груши,

                                                           Поплыли туманы над рекой,

                                                           Выходила на берег Катюша,

                                                           На высокий берег, на крутой…»

Любил М.Исаковский писать о деревне, о людях с  разными судьбами, о любви, о труде.

Дважды Михаил Васильевич был награждён государственными премиями.

                                     (Организуется авторская выставка книг.)

А сейчас  я буду читать стихотворение « Ветер».

Ваша задача – внимательно послушать произведение и определить примерный возраст лирического героя.

Первичное восприятие.

 

(Учитель читает стихотворение наизусть)

 

Проверка первичного восприятия.

 

(Ответы детей на вопрос о возрасте Ветра без опоры на текст.)

 

Чтение- анализ.

 

  1. Задание. Перечитайте стихотворение « по цепочке»; каждый член экипажа читает  по 2 строчки. Обсудите  какие строки точно указывают на возраст Ветра.
  2. Вопрос. Каким изображён Ветер?
  3. Вопрос. Какие изобразительно- выразительные средства использовал автор, чтобы создать образ такого озорного, весёлого Ветра?
  4. Вопрос. Какие слова помогают представить ветер как живое существо?
  5. Задание.  Обсудите задание №2 из учебника , стр. 75.

                   (Сравни,  как  лучше:

     Поиграл немного                                    Поиграл немного

     Ветками черёмух,                                    Ветками черёмух,

     Поругал за что-то                                  Пожурил за что-то

           Воробьёв знакомых.                                Воробьёв знакомых.

  1. Задание .Каждый член экипажа самостоятельно прочитает стихотворение и расставит вспомогательные знаки для выразительного чтения.

Потом прочитаете вместе всем экипажем и подготовитесь к театрализации.

  1. Театрализация. (Экипаж читает хором, 1 человек играет роль Ветра.)

 

 

 

6.Интеграция.

 

Учитель. А теперь, ребята, я приглашаю вас в концертный зал. В программу концерта включено музыкальное произведение, в котором изобразительно- выразительными средствами музыки тоже создан образ Ветра.

Обратите внимание, что таковыми средствами являются:

                        - динамика музыки (скорость);

                        -темп ;

                         -тембр (эмоциональная окраска);

                         -тональность.

Слушая произведение, вам необходимо решить,  похож ли  музыкальный образ ветра на поэтический образ из стихотворения М.В. Исаковского?

 

 

Произведение. « Диалог   ветра с морем » (отрывок из симфонической сюиты).

                          Клод Ашиль Дебюсси.(1862-1918)

Дебюсси- французский композитор, влюблённый в природу. Он говорил:

              «Не нужно слушать чьего- либо совета,         только совет ветра, который напевает историю   мира.»

                           

7.Подведение итогов.

                                                                                                                                                      

Учитель. Наше путешествие    подходит к концу. Прошу экипажи заполнить

 « Полётные листы», командиров оценить работу каждого члена экипажа.

Вопросы: На каком этапе урока было трудно справиться с заданием?

                 Где сомневались в правильности ответов?

                 Что из урока больше всего запомнилось?

                  Для чего используют в произведениях изобразительно- выразительные средства языка?

                                                          

 

 

  

8.    Домашнее задание.

 

Стр.75 наизусть.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1.Как организовать и провести урок-игру « Экипаж».

 

Класс разделён на группы- экипажи. Состав групп формируется из уч-ся соседних парт, но возможны и другие варианты, поэтому на таких уроках расстановка парт отличается от классической.

Состав экипажа:

                           1.Командир.

                           2.Штурман.

                           3.Первый пилот.

                           4.Второй пилот.

                           5.Радист.

                           6.Стюардесса.

Обсуждение вопросов и заданий проходит с участием всех членов экипажей, а даёт ответ  или выполняет конкретное задание один представитель от группы.

В течение урока каждый ученик оценивает свою работу, делая отметку в соответствующую графу « Полётного листа ». В конце урока такую отметку ставит командир экипажа. После этого работу ученика оценивает учитель.

 

 

                     Полётный лист

Задание

Самооценка

Оценка командира

Оценка учителя

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

 

 

2. Материал для проведения оздоровительной минутки.

 

Валеологическая сказка

 

Коля Веснушкин отправился на улицу. Не прошло и 5 минут, как он снова вбежал в квартиру.

-У-у, противный , вредный, плохой!- закричал он, чуть не плача.

-Кто тебя обидел?- спросила бабушка.

-Ветер! Плохой ветер!- продолжал кричать Коля.

-Тебе просто нужно с ним подружиться !-сказала бабушка.

-Это ещё зачем?- удивился Коля.

-Потому что ветер лучше иметь среди друзей.

-Но ведь он ломает деревья, пугает детей, нагоняет тучи!- не успокаивался Коля.

-А вот как ты думаешь, кто тебе доставляет кислород для дыхания, кто спасает нас от жары летом, кто приносит дождик полям, кто рассеивает семена у растений?

-Неужели ветер?- удивился Коля.

-Ну конечно. И с ним нужно обязательно подружиться, узнать о нём как можно больше. Вот тогда мы не будем его бояться, а он нам будет помогать.

-А давай поиграем «в ветер»?

 

Дыхательное упражнение «Дыши глубже!»

 

Представь ,что ты в лесу. Воздух  свежий и ароматный. Слышится шелест листьев, пение птиц.

Глубоко вдохни через нос и сделай один выдох ртом. Повтори ещё раз.

Твоя кровь обогатилась кислородом, а значит весь организм скажет тебе: «Спасибо»!

 

Дыхательное упражнение «Поиграй с облаком!»

 

Посмотри на листочек бумаги. Он похож на облако. Возьми его в руку.

Набери через нос в лёгкие воздух, а теперь отрывисто выдохни. Повтори ещё раз.

Запомни: так ты тренируешь свои лёгкие. И когда-нибудь при нырянии  или, если нужно будет задержать дыхание, тебе это очень пригодится.

 

Дыхательное упражнение « Поиграй с мыльными пузырями!»

Ты ведь любишь пускать мыльные пузыри? А теперь научись играть с ними: удержи их над своей головой как можно дольше. Эта игра развивает дыхательные органы и твою ловкость.

 

Поздравляю! В игре ты уже подружился с ветром. Желаю только приятных впечатлений!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

и Интернет-ресурсов.

1.Дереклеева Н. И.Двигательные   игры, тренинги и уроки здоровья.

М., «ВАКО»,2007.

2.Пупышева О. Н. Олимпиадные задания. М., «ВАКО»,2007.

3.Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Москва-Воронеж, 1996.

4.Ситникова Т. Н. Интегрированные уроки. М., «ВАКО»,2008.

5 .Современная мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002.

6. www. uroki.net.

7. http://prosv.ru/

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

Категория: Мои файлы | Добавил: Светлана | Теги: Урок чтения 2 класс, интегрированный урок
Просмотров: 1984 | Загрузок: 71 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019
    Конструктор сайтов - uCoz