Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 04:47

Сайт учителя начальных классов Кривонос Светланы Петровны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [19]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Роль интегрированных уроков чтения в личностном, интеллектуальном, коммуникативном развитии детей
02.02.2014, 21:21

Роль интегрированных уроков чтения в личностном, интеллектуальном, коммуникативном развитии детей.

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9»

г.Новозыбкова Брянской области

Кривонос Светлана Петровна

 

Тема интеграции обучения существует со времен К. Д. Ушинского, но  интересует и современных педагогов. Она находит отражение в трудах психологов и методистов:  Н. Ф. Талызиной, Ю. А. Самарина, Г. И. Вергелеса, М. Р. Львова, В. Г. Горецкого, Н. Н. Светловской, Ю. М. Колягина и др.

Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации.

Интегрированный процесс обучения и воспитания под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей благотворно сказывается на развитии ребенка, в том числе личностное, интеллектуальное, коммуникативное.

Между этими направлениями развития личности существует взаимообратная связь.



Развивая личностные, нравственные, эмоциональные, эстетические, физические качества, которые в свою очередь играют значимую роль в освоении основ наук, мы способствуем формированию навыка свободно осуществлять коммуникацию на родном языке, владеть разнообразными приемами получения информации и ее использования.

     Что же мы имеем?

Первое общение ребенка с мамой, семьей, воспитателем, детьми в детском саду, учителем и одноклассниками в школе способствуют в приобретении ребенка опыта коммуникативного развития. И именно этот опыт закладывает успешность интеллектуального развития и личностных способностей ребенка.

Другими словами, коммуникативное развитие является средством самовыражения личности ребенка, определяет дальнейшее усвоение школьных дисциплин.

Ученик приходит в школу не только с определенными знаниями и умениями, но и с жизненным опытом, со своими интересами и увлечениями. Всем детям присуща потребность в самоосуществлении, они хотят быть оцененными по достоинству. И только на таких условиях личность ребенка будет открыта для восприятия нового опыта, новых знаний. А в условиях собственной деятельности, в межличностных отношениях будут формироваться и личностные качества.

Безусловно, такая среда может быть создана на любом уроке, но уроки чтения  решают еще ряд задач, выполнение которых создает дальнейшую успешность в формировании универсальных учебных действий (УУД).

Интегрированные уроки чтения позволяют найти момент, где ребенок может почувствовать себя значимым, самореализовать свои способности, удовлетворить свои потребности в общении, в самовыражении.

Стержневой основой таких интегрированных уроков является литературное чтение. А этапы этого урока взаимно переплетаются с изобразительным искусством, музыкой, окружающим миром, физкультурой, русским языком и математикой, иностранным языком и технологией.

Усиливая тем самым реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей.

 Какие же изменения происходят с личностью при грамотно организованном интегрированном обучении:

- человек начинает воспринимать себя по-иному, становится более уверен в себе;

- становится похожим на человека, которым хотел бы быть;

- начинает принимать и находить других людей;

- ставит перед собой реальные цели;

- в различных ситуациях пытается использовать не только конкретные знания, но применять известные способы их получения.

    Игровая деятельность – естественная деятельность, требующая от детей речевых действий. Поэтому в качестве основной формы проведения интегрированных уроков я использую урок-игру «Экипаж».

Класс разделен на группы – экипажи. Состав групп формируется из учащихся соседних парт, но возможны и другие варианты, поэтому на этих уроках расстановка парт отличается от классической.

Состав экипажа:

1.     Командир.

2.     Штурман.

3.     Первый пилот.

4.     Второй пилот.

5.     Радист.

6.     Стюардесса.

 

В группе есть возможность создать атмосферу речевого общения, собеседования, обмена мнениями. Каждый ученик получает возможность отвечать, объяснять, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности, а взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений между учащимися.

В течение урока  каждый ученик оценивает свою работу, делая отметку в «Полетный лист». В конце урока такую отметку ставит командир экипажа. После этого работу ученика оценивает учитель. Так как класс работает в безотметочной системе, дети используют следующие условные обозначения для самооценки:

 


!     -  работал активно, выполнял задания самостоятельно, ответы не содержали ошибок и недочетов.

 


+    - работал активно, выполнял задания самостоятельно, но ответы имели недочеты.                             

 


П     - работал с помощью товарищей, был не уверен в своих ответах или допускал ошибки.

 

 

На командира экипажа возлагается ответственность руководить работой группы, контролировать активность членов экипажа. Чтобы командир экипажа мог изучить способности и потребности детей, все учащиеся класса изготавливают «личные светофоры»:

 


зелёный сигнал            - что я умею делать
            

красный сигнал        - чему я хочу научиться


На этапе последействия дети, анализируя свою работу, сообщают, какой сигнал светофора чаще всего загорался во время урока. Конечная цель каждого члена экипажа – приобрести новые умения и навыки. Поэтому, если у кого-то ни разу не загорелся красный сигнал, с этим ребенком планируется индивидуальная работа со стороны командира экипажа и учителя.

Опираясь на лучшие стороны личности, ее склонности, чувства, интересы и потребности, мы способствуем формированию у детей желания учиться, учим ценить и понимать красоту окружающего мира, развиваем творческое мышление, одним словом, способствуем индивидуальному, личностному и коммуникативному развитию детей.



Категория: Мои файлы | Добавил: Светлана | Теги: интегрированный урок
Просмотров: 345 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz