Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 23.01.2019, 14:26

Сайт учителя начальных классов Кривонос Светланы Петровны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [20]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие литературных творческих способностей на уроках литер. чтения

-1-

ВСТУПЛЕНИЕ

  Я очень люблю высказывание А. Экзюпери: «Все мы родом из детства. » Разве можно сказать лучше?

  Самые яркие и волнующие детские впечатления  возвращаются к нам через наши чувства, поступки, жизненные взгляды и принципы.

 Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы формируется главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте,

хотя результаты развития обычно обнаруживаются намного позже.

  Л. С. Выготский утверждал, что для полноценного гармоничного развития ребёнка неотъемлимым условием является реализация его творческих способностей. А развивая творческие способности

у младшего школьника, мы можем решать и многие другие педагогические проблемы. Например: развитие эстетического вкуса, формирование патриотических чувств, воспитание толерантности.

  Действительно, сегодня 6-7летние дети сплошь увлекаются боевиками, компьютерными виртуальными играми, ложными идеалами. В общении с  детьми все реже и реже находят общий язык их родители и  учителя.

  Как сделать, чтобы наши дети нас слышали, чтобы позитивно относились к передаваемому им жизненному  опыту, чтобы уважали и чтили традиции предков, хранили святыни и любили свою Родину и родителей?

  Как хлебороб готовит землю к посевам, так и мы, педагоги и родители, должны заполнить разум и душу детей  творчеством.

  В наших классах учатся не гении, а обычные дети и они все без исключения обладают теми или иными творческими способностями. Просто у одних они ярко выражены и их легко заметить. Это чаще проявляется в танцевальном,  музыкальном, в

изобразительном искусстве, в умении перевоплощаться в своих любимых героев или подражать кому-либо.

 

-2-

  По данным статистики, 60% учащихся отказываются в школе выполнять задания творческого характера. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития у детей таких способностей, как творческое мышление и творческое воображение. Как же уйти от этой проблемы?

  Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося( включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».

  Проблема развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических исследований и до сих пор актуальна, т.к.:

-общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он принесёт максимальную пользу;

-это одна из основных задач образования;

-не только школу, но и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся;

-младший школьный возраст- наиболее благоприятный период для развития творческой личности.

  Нет сомнения, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Но мы не всегда можем увидеть талант ребёнка.

  Целью моей работы является самораскрытие одарённых детей, развитие их творческих литературных способностей.

  Для осуществления этой цели я использую возможности урочной и внеурочной деятельности.

 

-3-

Организация работы по развитию творческих литературных способностей детей на уроках русского языка и литературного чтения.

 

Творчество ребёнка начинается с игры. Играя, ребёнок самовыражается, у него появляется стойкое желание при-думывать, фантазировать, творить.

  Остановлюсь на дидактических играх, способствующих развитию  творческих литературных способностей , которые я начинаю использовать уже в период обучения грамоте детей в 1 классе.

·       Чистоговорки

ДА-ДА-ДА-в небе яркая звезДА

СА-СА-СА-у девчонок есть коСА

КЕ-КЕ-КЕ- мы играли на катКЕ

·       «Доскажи словечко»

Мы затеяли игру!-

Резво скачет…(кенгуру).

«А мне вовсе не до игр!»-

Прорычал нам грозно…(тигр).

«А меня теперь не трожь!»-

В клубок свернувшись, фыркнул... (ёж).

Может плавать целый день

В ледяной воде…(тюлень).

Это маленькие кони,

А зовут их просто…(пони).

Как гора огромный он,

Ты узнал, кто это ?... (слон).

В овечках знает толк

Голодный серый…(волк).

На краю овражка

Выросла …(ромашка).

Скромный полевой цветок

Синеглазый …(василёк).

-4-

·       Найди слова « с одинаковыми хвостами»

Ка-ток             хло-пок

То-пот             ста-кан

Ту-ман            шё-пот

Мо-ток            у-рок

 

·       Дополни слоги до слов

?-чик    ?-чик    ?-чик

(маль-чик, паль-чик, зай-чик)

?-лень    ?-лень    ?-лень

(о-лень, тю-лень, зе-лень)

?-ка    ?-ка    ?-ка

(май-ка, зай-ка, лей-ка)

?-кан   ?-кан   ?-кан

(ста-кан, кап-кан, та-ра-кан)

 

·       Подбери слово и составь стишок

-------------ечка (речка)

-------------ечка (печка)

-------------ечка (свечка)

-------------ечка (овечка)

 

·       Рифмованные скороговорки

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

 

Дедушка  Ванюшку любит,

Он его балует и голубит.

 

У ежа-ежата,

У ужа-ужата.

 

Не живут ужи,

Где живут ежи.

-5-

·       «Слоговой аукцион»

(выигрывает тот, кто назовёт слово последним)

-----------ЛА (пила, игла, скала)

-----------ГА(дуга, нога, дорога)

-----------НА(сосна, стена)

-----------ВА(голова, тыква,сова)

 

·       «Кто лишний?»

Ложка, лукошко, мошка.

Пень, день, лень.

Окно , зерно, стекло.

 

·       «Речевая игра»

Это стихи, с которыми можно играть. В них есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО? или ЧТО? Показывать.

«Речевые игры» помогают развивать воображение, речь, мышление детей. Они помогают преодолеть стеснительность и раскрыть творческие способности придумывать жесты, мимику, пластические движения.

 

Под цветком ежиха-мать

Принялась ежат купать.

Кап-кап капает роса

На мордашки, на глаза.

Не поймёт ежиха-мать.

Как им спинки отмывать?

(Г.Виеру)

 

Осёл в кустах Осу нашёл.

Надев очки, глядит Осёл.

-Кто это? Птица? Тигр? Лиса?

Осла ужалила Оса!

(Г.Сапгир)

-6-

·       «Страна Вообразилия»

Что было бы, если бы…?

-Город умел говорить?

-Ботинок умел рисовать?

-Туча играла на скрипке?

 

·       «Сказка от всех»

  Коллективная сказка, которую сочиняют все дети, сидящие по кругу. Начало даёт учитель или ребёнок (по догово-

рённости).

 

·       «Собери стихотворение»

   Четверостишье записано не по порядку. Дети должны восстановить порядок строчек, чтобы сохранилась рифма и не была нарушена последовательность событий.

Немножко покатался       (3)

Слонёнок увидел ребят.    (1)

И самокат сломался.         (4)

Слонёнок стал на самокат.    (2)

(Г.Сапгир)

 

·       «Игры с загадками»

Одними из самых любимых игр, развивающих чувство ритма, обогащающих речь и воображение ребёнка, являются игры с загадками.( Основная работа приходится на 2 класс.)

 

ü Опиши предмет (явление), не называя его.

ü Сравни предмет ( явление) с другим.

ü «Ассоциативные» загадки (по методике А.Нестеренко экспериментального курса по развитию мышления детей).

Широкий круг аналогий делает ум изобретательней. Работу можно начинать с составления таблички- опоры.

 

-7-

 

На что похоже? /  Чем отличается?

                  НО

 

 

Последовательность работы:

1.Выбрать объект (например, РЕКА)

2.Заполнить левую часть таблицы (3-4 сравнения).

(Например, КАК  лента,  дорога,  змея)

3.Заполнить правую часть (НО: нельзя взять в руки; не пройдёшь пешком и не проедешь на транспорте; не жалит и не шипит).

4.**Для уточнения можно составить ещё одну строчку, напрямую раскрывающую конкретный смысл объекта или явления.

4.Прочитать всё со словами КАК и НО.

 

 В результате может получиться такая загадка:

Она на ленту похожа, но в руки не возьмёшь её.

Она, как дорога, но только по ней не проедешь и не пройдёшь.

Она, как змея, извивается по земле, но не шипит и не жалит.

**Она несёт живительную влагу, дарит нам прохладу в самые жаркие дни.

 

  Дети с удовольствием сначала учатся находить в различных источниках загадки, рисуют отгадки, потом учатся находить изобразительно-выразительные средства языка: сравнения и метафоры, а потом и сами пробуют сочинять загадки в прозе и в стихах.

  Лучшие творческие работы детей представлены в сборниках «Разноцветные загадки» и «В гостях у Старушки-Загадушки».

  Следует отметить, что сами учебники русского языка «К тайнам нашего языка»( Соловейчик) и литературного чтения «По

-8-

 

страницам любимых книг» (Кубасовой) по программе «Гармония» содержат систему  творческих дифференцированных заданий, связанных с загадками и другими произведениями УНТ, способствующих развитию мыслительной деятельности и литературно-творческого начала в детях.

  Учебники и тетради на печатной основе способствуют и развитию умения стихосложения.

  Но, работая над развитием литературных творческих способностей детей, понимаешь, что рамки урока не позволяют в полной мере реализовать всё задуманное. На помощь приходит внеурочная деятельность, которая становится и действенным средством развития творческих способностей, и средством воспитания детей.

В моей работе это кружок литературного творчества «От читателя до писателя».

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Светлана (24.02.2014)
Просмотров: 2314 | Теги: творческие способности, опыт работы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019
    Конструктор сайтов - uCoz