Роль интегрированных уроков чтения в личностном, интеллектуальном, коммуникативном развитии детей. Подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9» г.Новозыбкова Брянской области Кривонос Светлана Петровна Тема интеграции обучения существует со времен К. Д. Ушинского, но интересует и современных педагогов. Она находит отражение в трудах психологов и методистов: Н. Ф. Талызиной, Ю. А. Самарина, Г. И. Вергелеса, М. Р. Львова, В. Г. Горецкого, Н. Н. Светловской, Ю. М. Колягина и др. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Интегрированный процесс обучения и воспитания под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей благотворно сказывается на развитии ребенка, в том числе личностное, интеллектуальное, коммуникативное. Между этими направлениями развития личности существует взаимообратная связь.
Развивая личностные, нравственные, эмоциональные, эстетические, физические качества, которые в свою очередь играют значимую роль в освоении основ наук, мы способствуем формированию навыка свободно осуществлять коммуникацию на родном языке, владеть разнообразными приемами получения информации и ее использования. Что же мы имеем? Первое общение ребенка с мамой, семьей, воспитателем, детьми в детском саду, учителем и одноклассниками в школе способствуют в приобретении ребенка опыта коммуникативного развития. И именно этот опыт закладывает успешность интеллектуального развития и личностных способностей ребенка. Другими словами, коммуникативное развитие является средством самовыражения личности ребенка, определяет дальнейшее усвоение школьных дисциплин. Ученик приходит в школу не только с определенными знаниями и умениями, но и с жизненным опытом, со своими интересами и увлечениями. Всем детям присуща потребность в самоосуществлении, они хотят быть оцененными по достоинству. И только на таких условиях личность ребенка будет открыта для восприятия нового опыта, новых знаний. А в условиях собственной деятельности, в межличностных отношениях будут формироваться и личностные качества. Безусловно, такая среда может быть создана на любом уроке, но уроки чтения решают еще ряд задач, выполнение которых создает дальнейшую успешность в формировании универсальных учебных действий (УУД). Интегрированные уроки чтения позволяют найти момент, где ребенок может почувствовать себя значимым, самореализовать свои способности, удовлетворить свои потребности в общении, в самовыражении. Стержневой основой таких интегрированных уроков является литературное чтение. А этапы этого урока взаимно переплетаются с изобразительным искусством, музыкой, окружающим миром, физкультурой, русским языком и математикой, иностранным языком и технологией. Усиливая тем самым реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. Какие же изменения происходят с личностью при грамотно организованном интегрированном обучении: - человек начинает воспринимать себя по-иному, становится более уверен в себе; - становится похожим на человека, которым хотел бы быть; - начинает принимать и находить других людей; - ставит перед собой реальные цели; - в различных ситуациях пытается использовать не только конкретные знания, но применять известные способы их получения. Игровая деятельность – естественная деятельность, требующая от детей речевых действий. Поэтому в качестве основной формы проведения интегрированных уроков я использую урок-игру «Экипаж». Класс разделен на группы – экипажи. Состав групп формируется из учащихся соседних парт, но возможны и другие варианты, поэтому на этих уроках расстановка парт отличается от классической. Состав экипажа: 1. Командир. 2. Штурман. 3. Первый пилот. 4. Второй пилот. 5. Радист. 6. Стюардесса. В группе есть возможность создать атмосферу речевого общения, собеседования, обмена мнениями. Каждый ученик получает возможность отвечать, объяснять, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности, а взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений между учащимися. В течение урока каждый ученик оценивает свою работу, делая отметку в «Полетный лист». В конце урока такую отметку ставит командир экипажа. После этого работу ученика оценивает учитель. Так как класс работает в безотметочной системе, дети используют следующие условные обозначения для самооценки: ! - работал активно, выполнял задания самостоятельно, ответы не содержали ошибок и недочетов.
+ - работал активно, выполнял задания самостоятельно, но ответы имели недочеты.
П - работал с помощью товарищей, был не уверен в своих ответах или допускал ошибки.
На командира экипажа возлагается ответственность руководить работой группы, контролировать активность членов экипажа. Чтобы командир экипажа мог изучить способности и потребности детей, все учащиеся класса изготавливают «личные светофоры»: зелёный сигнал - что я умею делать
красный сигнал - чему я хочу научиться
На этапе последействия дети, анализируя свою работу, сообщают, какой сигнал светофора чаще всего загорался во время урока. Конечная цель каждого члена экипажа – приобрести новые умения и навыки. Поэтому, если у кого-то ни разу не загорелся красный сигнал, с этим ребенком планируется индивидуальная работа со стороны командира экипажа и учителя. Опираясь на лучшие стороны личности, ее склонности, чувства, интересы и потребности, мы способствуем формированию у детей желания учиться, учим ценить и понимать красоту окружающего мира, развиваем творческое мышление, одним словом, способствуем индивидуальному, личностному и коммуникативному развитию детей.
|