Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана
на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования и реализуется средствами предмета «Литературное чтение» на основе
авторской программы Кубасовой О.В. (Смоленск: Ассоциация ХХ1век,2012;
учебно-методический комплект «Гармония».
Основными целями изучения
курса «Литературное чтение» являются:
- создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младших
школьников(слушание, чтение, письмо);
-содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве
познания мира и самопознания;
-создание условий для формирования читательской компетентности млд.шк.
которая определяется владением
техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения
прочитанного(прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и
приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.
При этом решаются следующие задачи:
Личностные задачи:
-формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности,
самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности
выражать и отстаивать свою позицию , самокритичности;
-развитие целеустремлённости и настойчивости в достижении целей;
-обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических
ценностей;
-формирование гражданской идентичности личности0осознание учеником себя
гражданином российского общества, уважающим историю Родины;
-формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбия,
чувства коллективизма;
-развитие мышления, внимания, памяти, творческого отношения к
действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи:
-формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного
отношения к учёбе;
-приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и
нравственному опыт у человечества;
-формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия
литературного чтения с другими школьными предметами;
-обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе
ориентировке в книжном пространстве;
-выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении,
чтении, письме.
Предметные задачи:
- формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу
(мотивационная сторона читательской деятельности);
-совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности,
беглости, выразительности(техническая основа процесса чтения);
- формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему)
восприятию литературного текста (содержательная сторона чтения:
непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение
подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как
написано);
- усвоение различных способов творческой интерпретации художественного
текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного
рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления
диафильма и др.
-обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного
и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей,
озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с
текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную
информацию);
- обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации
литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике,
видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных
литературоведческих понятий (основы литературного развития);
- овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором
средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих
текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней;
-формирование умения вступать в дистанционное общение с автором
литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о
ком он написал;
-освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в
доступном круге чтения;
-формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и
энциклопедиях, в Интернете;
-развитие литературных способностей.
Приоритетной задачей предмета
«Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в Программу включены художественные
произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.
Курс «Литературное чтение»
отличается следующими особенностями:
-широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
-соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей
задаче каждого года обучения- формированию базовых читательских компетенций и
личностных качеств.
Курс создаёт содержательную базу и для
формирования УУД: личностных и метапредметных с приоритетом развития
личностных, познавательных и коммуникативных.
Третьекласснику будут созданы условия для расширения базы видо-жанровых и
тематических литературных впечатлений; восприятия точности, богатства,
выразительности, образности художественной речи (практическое знакомство
со средствами выразительности: рифмой,
звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом,
сравнением); получения элементарных понятий о рифме и лирическом герое.
В соответствии с
Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета « Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.
|