Пояснительная записка
Рабочая
программа по русскому языку
разработана на основе Федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования и реализуется
средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М .С.
Соловейчик ( Смоленск:
Ассоциация ХХI век, 2012; учебно-
методический комплект «Гармония»)
Основными целями изучения курса «
Русский язык» являются:
-создание условий для
осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса
к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
-становление основ
лингвистических знаний как элемента представления о научной картине мира и как базы для
формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
-формирование комплекса
языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств
языка, функциональную грамотность учащихся;
-влияние на формирование
психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное
развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться
средствами предмета «Русский язык»;
-обеспечить становление у
младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме,
становление их коммуникативной компетенции.
В соответствии с целями происходит комплексное решение
следующих задач:
-формирование осознанных,
контролируемых языковых и речевых умений;
-совершенствование языковой
интуиции, становление лингвистического мышления, справочниками);
-обеспечение интереса к
изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю,
внимания к качеству своей устной и письменной речи.
Предлагаемый курс
русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего
языка», построен на основе деятельностного подхода к организации
лингвистического образования учащихся.
Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий,
закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по
определённым этапам:
от мотивации и постановки учебной задачи – к
её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему
осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
При этом под обучением русскому языку понимается
формирование на основе лингвистических
знаний осознанных, а потому
контролируемых языковых и речевых
умений; под развитием
учащихся, во-первых – формирование их
лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом
операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых –
совершенствование у детей чувства слова,
языковой интуиции
. Необходимый компонент развития
школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих
как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в
том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником
информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых
вопросов, правильно организовывать
свою познавательную (учебную) деятельность.
Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с
привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как
его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с
формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и
письменной форме.
В основу обучения языку, речи и
правописанию положена система
лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:
а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую
личность; б) приобрести умение разумно
пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять
их в письменной речи, а также полноценно
понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью курса,
представленного в данной программе,
является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык –
это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть
подчинено обучению общению с помощью этого средства.
Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что
организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных
высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника,
общению с ним.
Вторую принципиальную особенность
курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного
мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и
орфографического самоконтроля младших
школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.
Таким образом, курс русского языка в данной
программе представлен следующими линиями:
-формирование речевых, коммуникативных
умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе
речеведческих знаний;
-формирование языковых умений( в
области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе
соответствующих лингвистических знаний;
-формирование орфографических и
элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.
Обучение всем видам речевой
деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных
действий осуществляется при освоении всех разделов курса.
В соответствии с Образовательной
программой школы, на изучение учебного
предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 170 часов в год, 5
часов в неделю.
|