ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа создана на основе Федерального
компонента государственного стандарта
начального общего образования и реализуется средствами предмета «Технология» на
основе авторской программы
Н.
М. Конышевой( Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2012;учебно-методический комплект
«Гармония»)
Основная
цель изучения
данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки
школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности
на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и
наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию
созидательных возможностей личности, творческих способностей,
изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию
мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения
данного предмета предполагается формирование
универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных,
коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.
Задачи
изучения дисциплины:
-привитие интереса к занятиям, формирование учебной
мотивации;
-формирование
представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах
дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной
культуры;
-формирование
представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в
нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
-расширение
культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в
мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и
понимания необходимости их сохранения и развития;
-расширение знаний о материалах и их свойствах,
технологиях использования; формирование практических умений использования
различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
-развитие созидательных возможностей личности,
творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для
творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на
основе предметно-преобразующей деятельности;
-развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной
деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
-развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и
пр. через формирование практических умений;
-развитие регулятивной структуры деятельности
(включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и
оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной
целью);
-формирование информационной грамотности, умения
работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и
использовать информацию для решения практических задач;
-формирование коммуникативной культуры, развитие
активности, инициативности;
-духовно-нравственное воспитание и развитие социально
ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности,
трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе,
уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности
содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической
подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне
нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества,
отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного
содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира,
изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает
для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение
духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной
практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой
культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области
дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с
миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции
и комплексности содержания предполагает органичное включение нового
материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме
того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается
личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное
развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других
учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки
учащихся.
Предлагаемый
учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и
эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные
связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм
и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для
мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем,
деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания,
изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов
из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном
виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений,
построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами,
телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств
художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций,
изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного
искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе
использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе
анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание
конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе
действий и построении плана деятельности; построение логически связных
высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией,
восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания
выразительного образа изделия).
Основной содержательный компонент
программы 3 класса – проблема «Человек – Предмет – Среда», она разрабатывается
обстоятельно, последовательно переходя от одной темы к другой. Проблема «мира вещей» наполняется достаточно глубоким
смыслом. Прежде чем рассматривать конкретные правила дизайна, ученики осмысливают
духовно – психологическое содержание предметного мира и его единство с миром
природы. На базе этих представлений они разрабатывают бытовые вещи, каждый раз
применяя в работе формулу «красота + польза», т.е. принцип единства в вещи
утилитарного и эстетического начала. При проведении с детьми художественно –
конструкторского анализа предметов учитель обращает внимание на более частные
принципы, которые не формулируются, но неизменно учитываются в работе:
композиционная целостность (основные закономерности гармонии), функциональность
(степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям изделия), технологичность (лаконичность
конструкции, адекватность способов работы), единство предмета и среды (стиль).
По
курсу технологии в 3 классе предусмотрено выполнение творческих проектов за
рамками общего времени, отводимого на изучение предмета.
В соответствии с Образовательной
программой школы, на изучение учебного предмета «Технология» в 3 классе
отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
|