-1-
ВСТУПЛЕНИЕ
Я очень люблю высказывание А. Экзюпери: «Все мы родом из детства. »
Разве можно сказать лучше?
Самые яркие и волнующие детские впечатления возвращаются к нам через наши чувства, поступки,
жизненные взгляды и принципы.
Психологами установлено, что свойства психики
человека, основы интеллекта и всей духовной сферы формируется главным образом в
дошкольном и младшем школьном возрасте,
хотя результаты развития обычно
обнаруживаются намного позже.
Л. С. Выготский утверждал, что для полноценного гармоничного развития
ребёнка неотъемлимым условием является реализация его творческих способностей.
А развивая творческие способности
у младшего школьника, мы можем решать и
многие другие педагогические проблемы. Например: развитие эстетического вкуса,
формирование патриотических чувств, воспитание толерантности.
Действительно, сегодня 6-7летние дети сплошь увлекаются боевиками,
компьютерными виртуальными играми, ложными идеалами. В общении с детьми все реже и реже находят общий язык их
родители и учителя.
Как сделать, чтобы наши дети нас слышали, чтобы позитивно относились к
передаваемому им жизненному опыту, чтобы
уважали и чтили традиции предков, хранили святыни и любили свою Родину и
родителей?
Как хлебороб готовит землю к посевам, так и мы, педагоги и родители,
должны заполнить разум и душу детей творчеством.
В наших классах учатся не гении, а обычные дети и они все без исключения
обладают теми или иными творческими способностями. Просто у одних они ярко
выражены и их легко заметить. Это чаще проявляется в танцевальном, музыкальном, в
изобразительном искусстве, в умении
перевоплощаться в своих любимых героев или подражать кому-либо.
-2-
По данным
статистики, 60% учащихся отказываются в школе выполнять задания творческого
характера. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к
проблеме развития у детей таких способностей, как творческое мышление и
творческое воображение. Как же уйти от этой проблемы?
Стандарты
нового поколения ставят перед российским образованием новую цель- воспитание, социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России. Начальное образование должно гарантировать
«разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося(
включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».
Проблема
развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических
исследований и до сих пор актуальна, т.к.:
-общество заинтересовано в том, чтобы человек начал
трудиться именно там, где он принесёт максимальную пользу;
-это одна из основных задач образования;
-не только школу, но и родителей волнует вопрос о
развитии способностей учащихся;
-младший школьный возраст- наиболее благоприятный период
для развития творческой личности.
Нет сомнения,
что каждый ребёнок талантлив по-своему. Но мы не всегда можем увидеть талант
ребёнка.
Целью моей
работы является самораскрытие одарённых детей, развитие их творческих
литературных способностей.
Для
осуществления этой цели я использую возможности урочной и внеурочной
деятельности.
-3-
Организация
работы по развитию творческих литературных способностей детей на уроках
русского языка и литературного чтения.
Творчество
ребёнка начинается с игры. Играя, ребёнок самовыражается, у него появляется
стойкое желание при-думывать, фантазировать, творить.
Остановлюсь на дидактических играх,
способствующих развитию творческих
литературных способностей , которые я начинаю использовать уже в период обучения
грамоте детей в 1 классе.
·
Чистоговорки
ДА-ДА-ДА-в небе яркая звезДА
СА-СА-СА-у девчонок есть коСА
КЕ-КЕ-КЕ- мы играли на катКЕ
·
«Доскажи
словечко»
Мы затеяли игру!-
Резво скачет…(кенгуру).
«А мне вовсе не до игр!»-
Прорычал нам грозно…(тигр).
«А меня теперь не трожь!»-
В клубок свернувшись, фыркнул... (ёж).
Может плавать целый день
В ледяной воде…(тюлень).
Это маленькие кони,
А зовут их просто…(пони).
Как гора огромный он,
Ты узнал, кто это ?... (слон).
В овечках знает толк
Голодный серый…(волк).
На краю овражка
Выросла …(ромашка).
Скромный полевой цветок
Синеглазый …(василёк).
-4-
· Найди слова « с одинаковыми хвостами»
Ка-ток хло-пок
То-пот ста-кан
Ту-ман шё-пот
Мо-ток у-рок
· Дополни слоги до слов
?-чик
?-чик ?-чик
(маль-чик,
паль-чик, зай-чик)
?-лень
?-лень ?-лень
(о-лень,
тю-лень, зе-лень)
?-ка
?-ка ?-ка
(май-ка,
зай-ка, лей-ка)
?-кан
?-кан ?-кан
(ста-кан,
кап-кан, та-ра-кан)
· Подбери слово и составь стишок
-------------ечка
(речка)
-------------ечка
(печка)
-------------ечка
(свечка)
-------------ечка
(овечка)
· Рифмованные скороговорки
Белый снег,
белый мел,
Белый заяц
тоже бел.
А вот белка
не бела,
Белой даже
не была.
Дедушка Ванюшку любит,
Он его
балует и голубит.
У ежа-ежата,
У ужа-ужата.
Не живут
ужи,
Где живут
ежи.
-5-
·
«Слоговой
аукцион»
(выигрывает
тот, кто назовёт слово последним)
-----------ЛА
(пила, игла, скала)
-----------ГА(дуга,
нога, дорога)
-----------НА(сосна,
стена)
-----------ВА(голова,
тыква,сова)
· «Кто лишний?»
Ложка,
лукошко, мошка.
Пень, день,
лень.
Окно ,
зерно, стекло.
· «Речевая игра»
Это стихи, с которыми можно играть. В них есть сюжет и
действие. Важно, чтобы было КОГО? или ЧТО? Показывать.
«Речевые игры» помогают развивать воображение, речь,
мышление детей. Они помогают преодолеть стеснительность и раскрыть творческие
способности придумывать жесты, мимику, пластические движения.
Под цветком ежиха-мать
Принялась ежат купать.
Кап-кап капает роса
На мордашки, на глаза.
Не поймёт ежиха-мать.
Как им спинки отмывать?
(Г.Виеру)
Осёл в кустах Осу нашёл.
Надев очки, глядит Осёл.
-Кто это? Птица? Тигр? Лиса?
Осла ужалила Оса!
(Г.Сапгир)
-6-
· «Страна Вообразилия»
Что было бы,
если бы…?
-Город умел
говорить?
-Ботинок
умел рисовать?
-Туча играла
на скрипке?
· «Сказка от всех»
Коллективная
сказка, которую сочиняют все дети, сидящие по кругу. Начало даёт учитель или
ребёнок (по догово-
рённости).
·
«Собери
стихотворение»
Четверостишье записано не по порядку. Дети
должны восстановить порядок строчек, чтобы сохранилась рифма и не была нарушена
последовательность событий.
Немножко покатался (3)
Слонёнок увидел ребят. (1)
И самокат сломался. (4)
Слонёнок стал на самокат. (2)
(Г.Сапгир)
· «Игры с загадками»
Одними из самых любимых игр, развивающих чувство
ритма, обогащающих речь и воображение ребёнка, являются игры с загадками.(
Основная работа приходится на 2 класс.)
ü Опиши
предмет (явление), не называя его.
ü Сравни
предмет ( явление) с другим.
ü «Ассоциативные»
загадки (по методике А.Нестеренко
экспериментального курса по развитию мышления детей).
Широкий круг
аналогий делает ум изобретательней. Работу можно начинать с составления
таблички- опоры.
-7-
На что похоже? /
Чем отличается?
НО
Последовательность
работы:
1.Выбрать объект (например, РЕКА)
2.Заполнить левую часть
таблицы (3-4 сравнения).
(Например, КАК лента, дорога,
змея)
3.Заполнить правую часть (НО: нельзя взять в руки; не пройдёшь пешком и не
проедешь на транспорте; не жалит и не шипит).
4.**Для уточнения
можно составить ещё одну строчку, напрямую раскрывающую конкретный смысл
объекта или явления.
4.Прочитать всё со словами КАК и НО.
В результате может получиться такая загадка:
Она на ленту похожа, но в руки не
возьмёшь её.
Она, как дорога, но только по ней не
проедешь и не пройдёшь.
Она, как змея, извивается по земле, но
не шипит и не жалит.
**Она несёт
живительную влагу, дарит нам прохладу в самые жаркие дни.
Дети с удовольствием сначала учатся находить
в различных источниках загадки, рисуют отгадки, потом учатся находить
изобразительно-выразительные средства языка: сравнения и метафоры, а потом и
сами пробуют сочинять загадки в прозе и в стихах.
Лучшие творческие работы детей представлены в
сборниках «Разноцветные загадки» и «В гостях у Старушки-Загадушки».
Следует отметить, что сами учебники русского
языка «К тайнам нашего языка»( Соловейчик) и литературного чтения «По
-8-
страницам
любимых книг» (Кубасовой) по программе «Гармония» содержат систему творческих дифференцированных заданий,
связанных с загадками и другими произведениями УНТ, способствующих развитию
мыслительной деятельности и литературно-творческого начала в детях.
Учебники и тетради на печатной основе
способствуют и развитию умения стихосложения.
Но,
работая над развитием литературных творческих способностей детей, понимаешь,
что рамки урока не позволяют в полной мере реализовать всё задуманное. На
помощь приходит внеурочная деятельность, которая становится и действенным
средством развития творческих способностей, и средством воспитания детей.
В
моей работе это кружок литературного творчества «От читателя до писателя».
|