Система оценки достижения планируемых
результатов
освоения предмета. Критерии
оценивания
В основе системы оценивания образовательной системы «Гармония» лежат принципы:
-ориентации образовательного процесса на достижение
основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и
предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим
принципам охраны прав личности и конфиденциальности, то есть осуществляться в
форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и
эмоциональному статусу.
-взаимосвязи системы оценки и образовательного
процесса;
-единства критериальной и содержательной базы
внутренней и внешней оценки (внешняя
оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами; внутренняя –
самой школой –учениками, педагогами, администрацией);
-участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у
них навыков рефлексии, самоанализа,
самоконтроля, само- и взаимооценки и предоставляют возможность освоить
эффективные средства управления своей
учебной деятельностью, а также способствуют развитию самосознания, готовности
открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к
самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их
результаты.
В зависимости от этапа обучения в
образовательной системе «Гармония» используются три вида оценивания:
-стартовая
диагностика,
-текущее
оценивание, тесно связанное с процессом обучения,
-итоговое
оценивание.
Достижение метапредметных результатов
обеспечивается основными компонентами
образовательного процесса – учебными предметами, представленными в инвариантной
части базового плана.
Основным объектом оценки метапредметных
результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся,
которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Оценка
метапредметных результатов может
проводиться в ходе различных процедур:
-с помощью специально сконструированных
диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного
вида универсальных учебных
-при анализе
выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению,
окружающему миру, технологии и другим предметам, когда на основе характера ошибок, допущенных
ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.
В методическом оснащении образовательной
системы «Гармония» такие задания представлены в контрольных и тестовых заданиях по всем учебным
предметам.
Сформированность коммуникативных учебных
действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а
также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или
командной) работе.
Достижение метапредметных результатов может
проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной
основе.
Оценка предметных результатов это оценка планируемых результатов по отдельным предметам,
то есть опорные знания (знания, усвоение
которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения) и знания
дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний.
В начальной школе к опорной системе знаний
отнесен понятийный аппарат учебных
предметов, освоение которого позволяет учителю и учащимся эффективно
продвигаться в изучении предмета. Опорная система знаний определяется с учетом
значимости знаний для решения основных задач образования на данной ступени,
опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с
учетом принципа реалистичности потенциальной возможности их достижения
большинством учащихся.
При оценке предметных результатов основную
ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и
способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность
использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических
задач. Объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
Контроль
уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных
списываний, изложений, тестовых заданий.
|